Мобильная связь прочно вошла в нашу жизнь. Мы активно пользуемся услугами сотовых операторов, но далеко не всегда представляем их точное количество и особенности функционирования. В этой статье мы подробно расскажем о списке мобильных операторов России, их доле на рынке, специфике услуг и нумерации. Эта информация поможет разобраться в многообразии компаний и выбрать подходящего оператора.
Топ сотовых операторов России
На российском рынке мобильной связи работает более 80 зарегистрированных операторов. Но лидирующие позиции занимают всего 4 крупные компании:
- МТС — 30% рынка, 80,4 млн абонентов
- МегаФон — 29%, 76 млн абонентов
- Билайн — 21%, 54,3 млн абонентов
- Теле2 — 18%, 48,1 млн абонентов
Эта «большая четверка» контролирует порядка 98% российского рынка сотовой связи. Причины их популярности — обширное покрытие по всей России, широкий спектр услуг, узнаваемые бренды.
Среди прочих известных операторов можно выделить региональных игроков Мотив, Вайнах Телеком, Таттелеком и другие. Они популярны в конкретных субъектах РФ, предоставляют услуги местным жителям.
Полный список операторов мобильной связи России
Помимо четырех федеральных лидеров и нескольких крупных региональных операторов, в России зарегистрировано еще около 80 компаний, предоставляющих услуги мобильной связи. Это как мелкие операторы, действующие в пределах одного-двух регионов, так и более крупные игроки со значимой долей на рынке.
В таблице представлен список всех этих операторов с указанием выделенных им мобильных кодов и объемом номерного ресурса:
Оператор | Коды | Номеров |
МТС | 901, 902 и др. (25 кодов) | 175 756 790 |
МегаФон | 902, 904, 920 и др. (28 кодов) | 136 753 002 |
Антарес | 900 | 1 000 000 |
Как видно, у МТС самый широкий пул мобильных кодов и наибольший объем номерного ресурса. За счет этого компания обеспечивает широкое покрытие по всей территории РФ.
Среди прочих операторов есть и госструктуры, обслуживающие специфические ведомства (Минобороны, РЖД, Сбербанк). Также присутствуют независимые компании, специализирующиеся на корпоративных клиентах и предоставляющие услуги мобильной связи для бизнеса.
Особенности нумерации мобильных номеров
Российские мобильные номера имеют определенную структуру, позволяющую идентифицировать оператора и регион регистрации:
- +7 (xxx) xxx-xx-xx
- Код DEF (оператор)
- Код региона
- Абонентский номер
Например, по коду 926 можно определить, что номер зарегистрирован у МегаФона в Москве. А код 929 указывает на МегаФон Санкт-Петербурга.
Однако в последнее время, с распространением услуги сохранения номера при смене оператора, такая идентификация усложнилась. Теперь абонент может перейти в другую сеть, но оставить прежний номер. Поэтому определить его фактического оператора по одному лишь коду DEF не всегда возможно.
Но регион регистрации номера при переходах не меняется. Поэтому можно точно сказать, откуда звонит абонент, даже если оператор у него другой.
Динамика российского рынка мобильных операторов
Рынок мобильной связи в России динамично развивается. Количество зарегистрированных операторов постоянно растет. Особенно активно в последние годы развивается сегмент MVNO (виртуальных операторов).
Они арендуют часть инфраструктуры у крупных игроков и используют их покрытие для предоставления собственных услуг под своим брендом. Яркий пример — банковские операторы (СберМобайл, Тинькофф Мобайл), аудитория которых быстро растет.
Рост емкости номерного ресурса
Помимо количества операторов, увеличивается и сам ресурс мобильных номеров. Если раньше выделялось по 1 млн номеров на одного оператора, то теперь эта квота значительно больше.
Связано это с тем, что сейчас абоненты активно используют по несколько сим-карт в смартфонах, планшетах, модемах. Поэтому потребность в номерах возрастает. Мобильные операторы запрашивают и получают дополнительные коды DEF и число номеров для абонентов увеличивается.
Прогнозы развития отрасли мобильной связи
Аналитики прогнозируют дальнейший активный рост мобильного сегмента в России. Потенциал развития еще высок, уровень проникновения смартфонов и мобильного интернета пока не достиг западных показателей.
Ожидается появление принципиально новых сервисов (IoT, мобильный банкинг, спутниковый интернет). Это подстегнет конкуренцию и рост доходов операторов.
Выбор выгодного мобильного оператора
При выборе оператора стоит обращать внимание на такие факторы:
- Цены и тарифные планы
- Скорость мобильного интернета
- Зона покрытия сети
- Предлагаемые бонусы и скидки
Большие федеральные операторы (МТС, Билайн, МегаФон) обычно предоставляют самый широкий выбор тарифов для любых потребностей.
Защита от телефонных мошенников
К сожалению, на рынке мобильной связи периодически случаются и негативные явления. Распространены звонки или sms от имени мошенников с целью получения денег или конфиденциальных данных («вишинг»).
Особого внимания требует процедура переноса номера к другому оператору. Злоумышленники могут попытаться перевести ваш номер в другую сеть без ведома владельца. Поэтому важно следить за сообщениями от оператора и своевременно блокировать такие попытки мошенничества.